Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице: советы психолога и юриста

Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице. Что делать?Что делать, если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице? Психолог и юрист расскажут о способах выхода из сложной ситуации, а также о причинах этого явления. Данные рекомендации рассчитаны на ребёнка любого возраста, а также на различные обстоятельства детской жизни. Вам лишь нужно адаптировать эти советы под свою ситуацию.

Один маленький совет тем родителям, которые пытаются решить эту проблему в данный момент: прочитайте всю статью целиком. Мало просто оградить ребёнка от нападок хулиганов. Родителям очень важно понять суть, причину проблемы. И, по возможности, её устранить. Иначе, не исключено, что ребёнок всю жизнь будет страдать от нападок других людей.

Родительские просчёты

Некоторые дети сами стремятся к общению со сверстниками, с радостью идут в школу, в детский сад, а у других уже одна эта мысль вызывает тревогу. И здесь родители должны насторожиться. Но обычно взрослых волнует процесс обучения ребёнка, а не процесс его общения с другими детьми. Приходя в детский сад, мама обычно спрашивает, как ребёнок спал или ел. В школьные годы родителей беспокоит уже другой вопрос: как их ребёнок учится?

Но почти никто и никогда не интересуется, как их ребёнок общается, с кем дружит. И только когда уже проблема назревает, родители начинают беспокоиться о том, почему их ребёнка обижают другие дети, и почему с ним никто не дружит.

К сожалению, даже выяснив правду, некоторые родители продолжают бездействовать. Почему так происходит?

Во-первых, есть родители, которые ничего не предпринимают из принципа. Они считают, что ребёнок должен найти общий язык с другими детьми сам, без чьего-либо вмешательства.

Во-вторых, многие родители просто не знают, как поступить в такой ситуации, боятся навредить ребёнку своими действиями.

В-третьих, некоторые просто не любят своих детей. Отсутствие любви к собственному ребёнку не зависит от социального статуса, благосостояния, пола или возраста его родителя. Это может быть вполне успешный человек, который внешне неплохо справляется с воспитанием ребёнка. Но делает это по необходимости, из чувства долга, а не любви. Его не затрагивают за живое детские проблемы и переживания.

Нужно ли родителям вмешиваться в ситуацию?

В первую очередь, взрослый должен осознать, что решение этой проблемы – ЕГО обязанность (обязанность родителя, а не ребёнка). Для детей такая ноша слишком тяжела и может иметь негативные последствия в будущем.

Прежде всего, родителям нужно постараться выяснить причину, из-за которой другие дети обижают ребёнка. Затем определиться со своими действиями, в зависимости от конкретной ситуации.

Действительно, активное вмешательство родителей требуется не всегда. Мелкий конфликт с другим ребёнком мог возникнуть случайно: в ходе общения, игры. Так уж получилось. Через пару дней всё забудется, и дети снова начнут нормально общаться. Но даже в таких «лёгких» случаях родители должны поддержать своего ребёнка, подсказать ему, как лучше себя вести в той или иной ситуации.

Другое дело, если у ребёнка систематически возникают конфликты со сверстниками, с ним не хотят дружить, он подвергается преследованию со стороны других детей, его унижают, оскорбляют, бьют. Здесь нужно срочно принимать меры. Без вмешательства взрослых тут не обойтись.

Помимо всех прочих действий желательно обратиться к психологу. Он поработает с ребёнком, поддержит и успокоит его, научит правильно общаться со сверстниками, подскажет, как поступить в той или иной ситуации, как завести друзей. Также специалист объективно оценит обстоятельства конфликта и сориентирует родителей, как действовать дальше.

Как понять, что ребёнка обижают? Признаки

Ребёнка обижаютНередко ребёнок, испытывающий трудности в общении с другими детьми, никому не рассказывает о своей тайне. Воспитателю в детском саду, конечно, проще распознать проблему, потому что дети постоянно находятся у него на виду. Учителю же сложнее уследить за своими подопечными, так как дети-обидчики часто выбирают такое время, когда взрослые их не видят (издеваются над жертвой во время перемен, после школы и т. д.).

Родители – именно те люди, которые обязаны заметить неладное, даже когда все другие взрослые упустили это из виду. Хорошо, когда у ребёнка с мамой, с папой или с другим родственником сложились доверительные отношения, тогда он сам может обратиться к ним за помощью и советом. А что делать, если ребёнок молчит? Как узнать о проблеме?

Вот несколько признаков, которые должны насторожить родителей:

  • жалобы ребёнка на поведение других детей по отношению к нему;
  • синяки, ссадины, ушибы;
  • пропавшие или испорченные вещи;
  • отсутствие желания идти в школу или в детский сад;
  • замкнутость;
  • сниженное настроение;
  • плаксивость;
  • сниженная самооценка;
  • отсутствие желания общаться с другими детьми;
  • повышенная тревожность;
  • кошмары по ночам;
  • истерики;
  • нервный тик;
  • заикание;
  • энурез и др.

Все признаки сугубо индивидуальны. Они необязательно должны быть все. Но наличие даже одного из них – это сигнал для родителей хотя бы просто поговорить с ребёнком «по душам». Ещё одна подсказка для взрослых: на психосоматическом уровне такой ребёнок может часто болеть.

Почему обижают именно моего ребёнка? Причины

К сожалению, от травли не застрахован ни один ребёнок. Существует достаточно много факторов, которые становятся причиной издевательств. Но в большинстве случаев можно выделить одну общую черту – ребёнок чем-то отличается от других детей.

Перечислим некоторые причины травли:

  • Заниженная самооценка. Это, пожалуй, самый главный фактор. Авторитет ребёнка среди сверстников складывается из его самооценки. Заниженная самооценка приводит к низкому авторитету среди сверстников. Ребёнок с низким авторитетом всегда будет жертвой в любом коллективе.
  • Особенности характера и поведения. Чаще других подвергаются травле замкнутые, тревожные, пугливые, застенчивые, неуверенные в себе, чувствительные, склонные к одиночеству и депрессии, чаще своих ровесников думающие о самоубийстве дети.
  • Особенности внешности. Если ребёнок рыжеволосый, полный или носит очки, у него гораздо больше шансов привлечь внимание обидчиков. Но даже идеальная внешность, отсутствие в ней каких-либо особенностей не являются гарантией того, что ребёнка не подвергнут травле.
  • Принадлежность к другой расе или национальности. Имея особенности внешности и поведения своего народа, такой ребёнок, безусловно, будет отличаться от основной массы детей.
  • Физические недостатки, проявления болезни. Например, хромота, нервные тики, большие родимые пятна и т. д.
  • Дефекты речи или её особенности. Заикание, плохое произношение звуков, иностранный акцент.
  • Уровень физической подготовки. Этот пункт больше относится к мальчикам. Если ребёнок слабее ровесников, неуклюжий, отстаёт по физкультуре, плохо играет в активные игры и т. д., он, несомненно, лёгкая добыча для обидчиков. Но даже мальчик-спортсмен может стать жертвой травли, ведь в школе всегда найдётся кто-то более сильный, например, старшеклассник или кучка хулиганов из школьной банды.
  • Успеваемость. Тут достаётся и двоечникам, и отличникам, так как они, хоть и по-разному, но отличаются от основной массы детей. Не любят ни тех, ни других.
  • Слабое здоровье. Из-за частых пропусков занятий ребёнок не имеет друзей, так как ни с кем не успевает выстроить близкие отношения.
  • Отсутствие друзей. Одному ребёнку нравится общаться со сверстниками, своё свободное время он предпочитает проводить с ними. Другому вполне комфортно наедине с самим собой, он не стремится к общению и развлекается в одиночку. У ребёнка-изгоя часто такого выбора нет, с ним не хотят дружить из-за его статуса. Дети-одиночки (и добровольные, и вынужденные) рискуют стать жертвой травли гораздо больше, чем те, кто проводит свой досуг в компании. Обидчику легче и безопаснее дёргать одиночку, зная, что за него никто не заступится. Задирать ребёнка, который в данный момент общается с другими детьми, опасно: можно навлечь на себя гнев сразу нескольких людей, которым обидчик помешал. Задирать ребёнка, у которого есть друг или даже своя компания, тоже глупо: не исключено, что обидчик настроит против себя всю компанию. Так что друзья и приятели ребёнка – это его маленькая армия.
  • Новый коллектив. Новичку не так-то просто завоевать авторитет среди сверстников, так как роли в устоявшемся коллективе обычно уже распределены (авторитетные «старички» не горят желанием пустить в свои ряды ещё одного конкурента). К тому же, у других детей уже выстроены дружеские отношения, а новичок пока один.
  • Необычные имя или фамилия ребёнка. Они также служат приманкой для обидчиков.
  • Низкий социальный статус семьи. Часто дети знают не только самого ребёнка, но и его семью. Ребёнок из бедной, многодетной или неблагополучной семьи, у которого родители трудятся на непрестижных работах или страдают алкоголизмом, менее привлекателен для сверстников и рискует стать жертвой травли. Дети богатых и влиятельных родителей гораздо популярнее среди сверстников, с ними хотят дружить, их опасаются задирать. Видимо, здесь играет роль не только ореол богатства и успешности, который окружает ребёнка, но и подсознательно предполагаемая мощная поддержка со стороны влиятельных родственников, которые при желании могут причинить обидчику большие неприятности. Таким образом, авторитет родителей или других родственников влияет на авторитет ребёнка (меняет его в лучшую или худшую сторону).
  • Одежда, аксессуары, игрушки. Если ребёнок выделяется среди других детей заношенной, дешёвой, некрасивой одеждой, отсутствием вещей, которые в данном коллективе есть практически у каждого (например, мобильный телефон, планшет и т. д.), то от этого может страдать и его статус (ребёнок выглядит как выходец из бедной семьи). Зато в глазах сверстников привлекательны те, кто обладают вещами (одеждой, игрушками, электроникой и т. д.), о которых другие дети пока только мечтают. Ведь хорошее общение со счастливым обладателем крутой вещицы даёт шанс, что удастся её поближе рассмотреть и даже испробовать её действие.
  • Неряшливость. К ней можно отнести несвежую одежду, дефекты на ней и на обуви (дырки, потёртости, заплатки, швы на месте дыр и т. д.), поношенные грязноватые вещи (портфель, пенал и т. д.), обросшую причёску, грязные ногти, кожу, уши, волосы, неприятный запах от одежды или тела. Также других детей могут оттолкнуть педикулёз и различные кожные заболевания.
  • Гиперопека родителей. Как можно стать самостоятельным, научиться чему-либо, если кто-то постоянно за тебя всё делает, жёстко контролирует каждый шаг? Гиперопека – это, безусловно, очень плохо, ведь в таких неблагоприятных условиях развивается характер ребёнка (гиперопека отражается на нём негативно). Родителям нужно срочно исправлять свою ошибку. Но даже если вы подозреваете себя в гиперопеке, ни в коем случае не демонстрируйте её при чужих детях. Какое у них сложится впечатление о вашем ребёнке, когда они увидят, как мама с ним носится? Несамостоятельный неумёха, ничего не может сделать сам, без мамы и шагу не ступит. Не исключено, что после такой демонстрации дети станут хуже относиться к вашему ребёнку.
  • Непрофессионализм педагогов. Для детей мнение значимых взрослых очень важно (значимыми взрослыми для ребёнка, к примеру, могут быть мама, папа, бабушка, дедушка, учитель, воспитатель и т. д.). И учитель, и воспитатель легко могут спровоцировать травлю ребёнка, если в присутствии других детей начнут негативно отзываться о нём или каким-либо другим образом демонстрировать своё неодобрение. Поэтому и слова, и действия в адрес детей должны быть предельно корректны.

Конечно, здесь перечислены не все причины травли. Давайте выясним, почему они приводят к серьёзной проблеме.

Авторитет ребёнка среди сверстников

Школьная травляУ каждого человека в любом коллективе есть свой авторитет. У детей авторитет либо есть, либо его нет вовсе. Авторитет складывается из самооценки. Только всё дело в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребёнка самооценка формируется путём зеркального отражения. То есть «как меня видят другие, так я сам вижу себя». Если ребёнка постоянно забивают и обижают другие дети, то такой ребёнок будет считать себя ничтожеством. Другое дело обстоит со старшим школьным и подростковым периодом. Здесь всё меняется, и самооценка приобретает внутриличностный характер. Теперь уже сам внутренний мир подростка определяет его самооценку, или «как я вижу себя, так меня видят другие». Ребёнок, которого постоянно забивали, также не будет считать себя нормальным, и самооценка будет низкая.

На авторитет ребёнка большое влияние оказывает отношение к нему значимых взрослых (учителей, воспитателей и т. д.). Если они относятся к ребёнку неуважительно, то, глядя на взрослых, и дети начнут поступать так же.

Авторитет ребёнка страдает и в том случае, если он подвергается нападкам со стороны другого ребёнка (детей). К сожалению, плохой пример заразителен. Подрыв авторитета в некоторых случаях приводит к тому, что к травле подключается практически весь детский коллектив.

Почему-то считается, что наиболее остро проблема жестокого обращения между сверстниками обстоит у мальчиков. Глядя на современные сюжеты ток-шоу, где девочки толпой забивают свою одноклассницу, можно сделать выводы о том, что в женском коллективе проблема стоит не менее остро. Агрессивность по своей природе не присуща женщине. Но всё больше и больше девочек становятся жертвами своих же подружек. Эта тенденция прослеживается уже чуть более 10 лет.

Психологи приходят к выводу, что именно современная агрессивная обстановка в мире провоцирует жестокое поведение у молодых девушек. А последствия такого поведения удручающие: жертва издевательств порой попадает в больницу, а обидчицы, по меньшей мере, в комиссию по делам несовершеннолетних, в крайних случаях — в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Советы психолога

Для прекращения травли необходимо выяснить и, в идеале, устранить истинную причину издевательств. Для этого специалист рекомендует действовать по следующему плану:

  • Поговорите с ребёнком по душам. Поинтересуйтесь, есть ли у него проблемы. Не спрашивайте про учёбу, оценки и т.п. В разговоре сделайте упор именно на чувства. Главное, показать, что вы его любите, что он может обратиться к вам за поддержкой и помощью в любой ситуации. Возможно, ребёнок сам назовёт вам причину издевательств над ним.

Зачастую корень всех проблем в том, что родители не имеют тесной эмоциональной связи с ребёнком. Проще говоря, родители не разговаривают со своими детьми об их чувствах, переживаниях, обо всём. В нашей стране главный упор делается на обучение ребёнка, а не на его психологическое развитие. Общайтесь со своими детьми, и вы всегда будете в курсе их проблем, а также причин того или иного поведения.

Все проблемы родом из семьи, и решать их необходимо именно там же. Если ребёнок будет уверен в том, что его любят, даже с сильным дефектом внешности он будет иметь хорошую самооценку и уверенность в себе. Также важную роль имеет процесс общения между членами семьи. Если ребёнка обижают дома, либо он видит насилие в семье, то это приведёт и к жестокому обращению в группе сверстников.

  • Поговорите с классным руководителем (воспитателем). Поинтересуйтесь, как ваш ребёнок ведёт себя, с кем дружит, с кем конфликтует. Это даст возможность увидеть его глазами других людей, поможет понять, почему ребёнка обижают другие дети. Возможно, он сам провоцирует конфликты, задирая своих сверстников.

Также не лишним будет узнать, чем увлекаются другие дети из его окружения. Если, к примеру, у всех девочек в группе есть куклы барби, а у вашей дочери её нет, она вполне может стать изгоем. Покупка данной куклы поможет дочке повысить её авторитет среди сверстниц, даст ей возможность играть с девочками, стать своей в сообществе владелиц модных кукл. Тот же принцип работает и с мальчиками, только игрушки у них другие. Детям-изгоям необходимо вливаться в коллектив, и популярные игрушки помогают им в этом.

Как еще можно повысить авторитет ребёнка в глазах других детей? В своей оценке дети, прежде всего, ориентируются на мнение значимых взрослых из их окружения. Поэтому учителя и воспитатели могут как повысить авторитет ребёнка в глазах окружающих, так и убить его полностью. Следовательно, и основная работа по повышению авторитета ребёнка-изгоя также ложится на плечи этих взрослых. Такому ребёнку нужно поручать (на виду у других детей) ответственные задания, с которыми он точно справится, а также хвалить его (опять же на виду у других воспитанников). Дети будут видеть, что значимый взрослый уважает и высоко ценит ребёнка и его способности, раз уж доверяет ему столь важные дела. Также успешное выполнение заданий будет повышать самооценку ребёнка. Это очень важно, ведь как уже говорилось ранее, авторитет складывается из самооценки.

  • Проанализируйте список причин травли. Если разговор с ребёнком и педагогом не прояснил ситуацию, постарайтесь найти истинную причину издевательств, проанализировав выше приведённый список причин травли. Выявленную причину травли необходимо устранить. Например, если ребёнок не ухожен, нужно привести внешность в порядок, если есть дефекты речи, необходимо обратиться к логопеду и т. д. К сожалению, устранить причину издевательств не всегда возможно. Нередко родителям не удаётся самостоятельно уладить конфликт ребёнка с другими детьми. В таком случае обратите внимание на следующий совет.
  • Обратитесь к психологу. Казалось бы, зачем, если всю информацию теперь можно найти в интернете? Но дело в том, что каждая ситуация уникальна. Иногда правильные ответы и решения лежат не на поверхности, доступны лишь тем, кто обладает знанием психологии. Специалист не только выявит истинные причины травли, но и подскажет, как действовать конкретно в вашей ситуации.

Если необходимо, психолог проведёт работу и с ребёнком: поможет ему поднять самооценку, научит правильно общаться со сверстниками, заводить друзей, расскажет, как действовать во время конфликта, и т. д. Повышение самооценки неизбежно приведёт и к повышению авторитета среди сверстников. Если не устранить внутриличностные причины травли вовремя, не исключено, что проблемы в общении с окружающими будут преследовать ребёнка всю его жизнь.

  • Если решили сменить школу (детский сад), хорошенько взвесьте своё решение. Когда у ребёнка возникают проблемы из-за низкого авторитета среди сверстников, выходом из ситуации кажется смена детского коллектива. Но это не всегда верное решение. Авторитет ребёнка понижен не просто так, на него негативно воздействует какой-то фактор (факторы). Какой именно – это и нужно выяснить родителям. Если ребёнок «заберёт» его с собой в новый коллектив, данный фактор (факторы) продолжат снижать его авторитет уже на новом месте, а значит он снова станет изгоем. Потому что ребёнок с низким авторитетом всегда будет становиться жертвой в любом коллективе.

Советы юриста

Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице и т. д., и сам пострадавший, и его родители нередко ощущают себя один на один с бедой. Создаётся обманчивое впечатление, что это личная проблема жертвы травли и её семьи, и никто не обязан помогать им её решать. Но это не так. Потенциальных защитников у ребёнка достаточно много, просто нужно знать, к кому обратиться за помощью. Давайте вместе с юристом разберёмся, как действовать родителям, когда ребёнка обижают другие дети:

  1. По закону каждый ребёнок имеет право жить в безопасной среде, способствующей его росту и развитию. Унижения, оскорбления, побои и т. д. со стороны других людей (и взрослых, и детей) – это нарушение прав вашего ребёнка, а значит нарушение закона.
  2. Существует немало учреждений, которые обязаны обеспечить соблюдение прав каждого ребёнка. В первую очередь, это организации, занимающиеся воспитанием и обучением детей, то есть детские сады и школы. Также существуют учреждения, которые следят за тем, чтобы дети, права которых нарушены, были защищены, а нарушители их прав – наказаны. К примеру, это различные социально-реабилитационные центры для детей и подростков, комиссии по делам несовершеннолетних и т. д. Видите, как много у вас потенциальных защитников?
  3. Обращаясь за помощью, не начинайте с порога «качать права» и требовать. Именно просите о помощи, а не требуйте её. Не исключено, что сотрудник учреждения проникнется вашей ситуацией и искренне захочет помочь ребёнку. Но если вы успеете испортить с ним отношения, вам будут помогать исключительно по обязанности. Или найдут повод отказать в помощи. Сначала попробуйте добиться желаемого добром. А вот если откажут, тогда можно и потребовать.
  4. Не взваливайте решение проблемы на плечи своего ребёнка. Некоторые родители рассуждают так: «Пусть сам учится нормально общаться со сверстниками и разрешать конфликты с ними». Проблема слишком сложна (практически неразрешима) для ребёнка. Такие вещи должны контролировать взрослые. Хорошо, если это будут не только родители, но и психолог.
  5. Те родители, которые бездействуют из-за предрассудков типа «жаловаться нехорошо», кто боится прослыть скандалистом и доносчиком, оберегают своё спокойствие за счёт сильной душевной боли своих детей. Такие родители бездействием фактически помогают хулиганам изводить своего ребёнка. Забота родителя – защитить своего отпрыска от морального и физического насилия. Пересильте свои растерянность, страх и нежелание действовать. Если нужно обратиться к директору школы, значит обращайтесь к директору. Если необходима помощь полиции, значит обращайтесь в полицию. А если кому-то из окружающих это не нравится, то, скорей всего, благополучие вашего ребёнка их совершенно не волнует. Пусть думают, что хотят. Давайте правильно расставлять приоритеты.
  6. Разберитесь, что это за конфликт. Случайная ли это ссора или травля, насколько серьёзен причинённый вашему ребёнку вред. Действительно, в некоторых «лёгких» случаях родителям можно ничего не предпринимать. Например, если это случайная ссора, обычно обидчик и его жертва нормально общаются друг с другом и после ссоры, скорей всего, отношения наладятся, и вред причинён небольшой (к примеру, один обозвал другого). Но если ребёнка избили или он стал объектом для травли со стороны других детей, тогда родителям нужно срочно принимать меры.
  7. Не выясняйте отношения с обидчиком и его родителями сами. Лучше это сделать через посредников (воспитателя, классного руководителя и т. д.). Помните, вы не имеете права трогать чужого ребёнка! Иначе проблемы с законом будут уже у вас. Даже гневные слова, брошенные в адрес чужого отпрыска, могут иметь для вас неприятные последствия.
  8. Сообщите о проблеме тому взрослому, который непосредственно отвечает за благополучие вашего ребёнка. Если его обижают в детском саду, сообщите воспитателю. Если в школе – классному руководителю. Если в спортивной школе – тренеру. И так далее. Часто проблему удаётся решить уже на этом уровне.
  9. Если проблема не решена, напишите заявление на имя администрации учреждения (то есть на имя заведующей детским садом, директора школы и т. д.). В заявлении опишите ситуацию, попросите оградить вашего ребёнка от обидчиков и принять меры в отношении последних. Если вас будут отговаривать от подачи заявления, не ведитесь на эти уговоры. Заявление – это документ, письменное подтверждение того, что вы поставили администрацию учреждения в известность о конфликте. Есть заявление, значит должны быть приняты меры. Если заявления нет, всегда можно сказать, что меры не приняты, потому что родители не обращались.
  10. Если после этого ребёнка по-прежнему продолжают обижать, не верьте уверениям администрации детского учреждения, что они сделали всё возможное для разрешения конфликта. У них есть возможности урезонить хулиганов, но для этого придётся «вынести сор из избы». А этого делать не хочется («как бы чего не выплыло наружу»).
  11. Также на страже прав и интересов ребёнка стоят социально-реабилитационные центры для детей и подростков, центры помощи семье и детям. Обратившиеся в такой центр получают комплексную помощь. В первую очередь, с ними работает психолог. Он не только оказывает ребёнку психологическую помощь, но также выясняет скрытые причины конфликта с другими детьми и даёт рекомендации, как правильно из него выйти. С обидчиками и их родителями также проводится работа (по профилактике дальнейших правонарушений). Такие центры контактируют с детскими садами, школами, комиссиями по делам несовершеннолетних, так как иногда проблемы клиентов можно решить только совместными усилиями этих учреждений.
  12. Если ребёнка избили, нужно как можно скорее (желательно в этот же день) снять побои. Для этого необходимо обратиться в травмпункт, а при средней и высокой степени тяжести телесных повреждений незамедлительно вызвать скорую. Если адрес травмпункта вам неизвестен, позвоните в любую больницу (лучше в регистратуру или справочную), узнайте, где находится травмпункт (или другое учреждение, где можно снять побои). В травмпункте врач обследует ребёнка, окажет ему первую медицинскую помощь и выдаст справку. В ней, в числе прочего, будут перечислены все телесные повреждения и указано точное время обращения за медпомощью. Обязательно проверьте наличие в справке подписи врача и печати лечебного учреждения. Без них документ будет недействителен.
  13. Итак, если обращение в детское учреждение результата не принесло, или ребёнка обижают не на территории детского учреждения (например, на улице), идите в полицию и пишите заявление. Для него достаточно не только нескольких ссадин и синяков, но даже и одних угроз. Предъявите в полиции справку из травмпункта (если она есть). В заявлении нужно описать ситуацию и указать как можно больше информации о хулиганах (если она вам известна, конечно): их фамилии, из каких они классов или школ, где проживают и т. д. Сотрудники полиции поставят обидчиков на учёт, будут вести с ними профилактическую работу и периодически их контролировать. Возможно, хулиганов отправят в спецучреждение для несовершеннолетних правонарушителей. После вмешательства полиции проблема, как правило, исчезает.
  14. Если сотрудник полиции отговаривает вас от подачи заявления (ведь этим вы добавите ему работы), проявите настойчивость. Причём пусть вам поставят пометку о том, что заявление принято такого-то числа. Так оно не сможет «потеряться».
  15. Если в полиции не хотят брать заявление, обращайтесь в прокуратуру и вышестоящие инстанции правоохранительных органов. В заявлении укажите, что сотрудник полиции такой-то отказался его принять. Можно отослать копию заявления в районное управление образования.
  16. Пока ваши действия не принесли результата, постарайтесь, насколько это возможно, оградить ребёнка от нападок хулиганов (например, встречайте его из школы).
  17. В таких сложных ситуациях большую пользу могут принести и современные технические устройства. Сейчас практически всем детям родители покупают мобильные телефоны. Есть модели, оборудованные тревожной кнопкой. Есть телефоны с функцией слежения за ребёнком. С помощью таких устройств можно и увидеть, где сейчас ваш ребёнок, и услышать происходящее вокруг него. Диктофон можно включать автоматически. Это очень удобно, так как есть возможность сделать запись угроз или оскорблений. А это уже доказательства, а не просто слова, которые, как говорится, «к делу не пришьёшь».
  18. К сожалению, иногда приходится переводить ребёнка в другое учебное заведение. Поэтому заранее разузнайте о школах, куда его можно будет перевести, если проблема так и не решится.

Ещё одна потенциальная угроза

Не найти такого человека, которого в детстве не обижали. Друзья, семья, взрослые, намерено или случайно. Психологи утверждают, что все негативные воспоминания детства откладывают свой отпечаток на дальнейшей судьбе человека. Поэтому важно понять, почему ребёнка обижают другие дети, и как ему помочь с этим справиться. Если игнорировать, то у родителей есть все шансы воспитать в ребёнке поведение жертвы. Такой человек всю жизнь будет вести себя как жертва независимо от пола. Человек с комплексом жертвы всегда будет находить себе неприятности.

Если Вам требуется консультация психолога или психотерапевта, тогда Вам сюда.

Комментарии
  • Аня  :

    Пока не наткнулась на эту статью, долго искала решение проблемы в интернете. Очень понравился один случай. Напишу, вдруг кому пригодится. Мама искала решение проблемы, почему с её ребёнком не хотят дружить другие дети из садиковской группы. В ходе её расследования оказалось, что девочка сама уклоняется от общения. Но суть не в этом. Мама придумала свой способ подружить свою дочь с другими девочками. И он сработал! Да еще как! Каждый вечер она со своей дочерью обсуждала одну из девочек из группы, вместе искали в ней плюсы. На следующее утро мама вызывала эту девочку в раздевалку, вместе с ней и со своей дочерью разговаривала просто о жизни. В конце разговора мама обнимала эту девочку, говорила ей, что она (девочка) очень добрая, хорошая и т. д. Потом мама обнимала обоих девочек сразу (эту и свою дочь), говорила им, какие они замечательные и как было бы здорово, если бы они сейчас пошли вместе играть. В результате девочки из группы стали очень хорошо относиться к её дочери. Теперь, когда мама и дочь приходят в садик, все девочки выбегают к ним в раздевалку. Радостно кричат: «Саша пришла». Обнимают её дочь. И, взявшись за руки, убегают вместе в группу. Молодец эта мама. Не только сама нашла выход, но и другим рассказала.

  • Magy  :

    Если малыш обижает своих сверстников в школе, у него есть какие-то комплексы. Нужно обратиться к школьному психологу.

  • Юлия (платная консультация)  :

    Получается, что виноваты не только обидчики, но и обиженные? Какие качества воспитывать, чтобы нашего ребенка не обижали?

    • Елена Лосткова  :

      Здравствуйте, Юлия. Да, проблемы есть и у обидчика, и у обиженного… Нет гарантий, что какого-то конкретного ребёнка никогда не будут обижать. Каким бы замечательным он ни был. Слишком много факторов, которые могут спровоцировать травлю. Что могут сделать родители, чтобы уменьшить риск? Они могут помочь ребёнку выработать нормальную самооценку (именно в ней вся загвоздка). Для этого нужно, во-первых, создать благоприятную атмосферу дома. Не подавлять ребёнка психологически и физически: не кричать на него, не применять физические наказания, не унижать и т. д. Нужно общаться с ребёнком по-дружески, вместе приятно проводить время, интересоваться его жизнью, мнением по тому или иному вопросу, увлечениями. Ребёнок должен чувствовать, что родителям можно и нужно доверять, они помогут и поддержат в любой ситуации. Согласитесь, когда знаешь, что ты не один, у тебя есть мощная поддержка, значительно проще отстаивать свои права. Во-вторых, если есть проблемы с самооценкой, можно обратиться к психологу. Он подскажет, как исправить ситуацию конкретно в вашем случае. Или воспользуйтесь следующим советом: узнайте у ребёнка, какое дело ему по душе? Может быть ему хочется заниматься авиамоделированием, вышиванием, бисероплетением, танцами и т. д. Запишите его в соответствующий кружок или секцию, даже если выбранное занятие, по вашему мнению, не соответствует полу ребёнка. Пусть занимается тем, что ему нравится. Когда человеку нравится какое-то занятие, он способен выполнять его долго и упорно. Поэтому рано или поздно ребёнок добивается определённых успехов в своём занятии. Именно эти успехи и поднимают самооценку. На смену ощущению «У меня не получится» приходит ощущение «Я смогу». Ребёнок на собственном опыте познаёт, что он может управлять своей жизнью, а не пассивно плыть по течению. Что он может ставить цели и добиваться их выполнения. И обязательно всё получится, если приложить достаточно сил. Уверенного в себе ребёнка значительно сложнее обижать. В-третьих, сделайте всё остальное, что считаете необходимым. Например, запишите ребёнка в секцию борьбы, пусть учится себя защищать. Или, если не совсем правильно общается с другими детьми, объясните, как это нужно делать правильно. Или помогите ребёнку завести друзей (организуйте для этого детские праздники или просто пусть ребёнок приглашает других детей к себе в гости). Удачи Вам!

      • Аноним  :

        Все сводится к психологу. А то, что родителям безразлично на своих детей, никого не касается, только родители обиженных детей стремятся это хоть как-то разрулить.
        Мать, которой проще думать о *****, а не о ребенке; отцу, которого кроме телефона и пива ничего не интересует. И как быть?
        Всегда считала, что нет лучше образца, когда в глазах пример отца!
        Жалуйтесь, дорогие родители! Всегда есть способ, наказать обидчиков! Нельзя смериться и ждать, ударят вашего ребенка сегодня или завтра. А жить, воспитывать и образовать своего ребенка!

  • оксана  :

    взрослая тётя говорит своей внучке что бы та била моих детей палкой-какие меры можно принять что бы остановить эту тётю

    • Елена Лосткова  :

      Здравствуйте, Оксана. Проанализируйте предложенные выше способы решения проблемы и выберите тот, который больше подходит к Вашей ситуации. У каждого ситуация своя, уникальная. Но перечисленные выше способы помогут в большинстве ситуаций. Удачи Вам!

  • Вера  :

    Здравствуйте моего моих детей систематически обижают соседские дети,они старше моих, пыталась разговаривать с их матерью она мер никаких не принимает, на вопрос зачем ты его бьешь? Ребёнок отвечает другим детям во дворе что типа хочу и бью мне мама разрешает. Как быть в такой ситуации куда лучше обратиться?

  • Вера  :

    И ещё их мать грозит мне расправой если я её детям сделаю хоть одно замечание по данному поводу.

  • Вера  :

    Я просто уже устала ругаться , дети не могут выйти во двор. Моему сыну 5 лет а обидчику 7, дочери моей 10 лет а их девочки 15.

    • Елена Лосткова  :

      Здравствуйте, Вера. Совет всё тот же. Выберите один или несколько способов решения проблемы, которые перечислены в статье, и действуйте. Удачи Вам!

  • Олеся  :

    Моего сына обижали в школе. Сначала я советовала ему игнорировать обидчиков, но когда увидела, что ежедневная травля травмирует моего ребенка, я сказала ему: «Можешь дать сдачи». Он так и сделал. Его перестали трогать .

  • карина (платная консультация)  :

    мой ребенок (девочка 12 лет) сейчас находится в лагере,с ней не хотят дружить,ее не пускают в «свой коллектив»,по причине того ,что одна девочканаговаривает на нее,по приезду девочки общались хорошо,живут в 1 комнате. как мне быть: поговорить именно с это девочко,или звонить вожатому?

    • Елена Лосткова  :

      Здравствуйте, Карина. Я думаю, лучше позвонить вожатому. Неизвестно, как потом эта девочка преподнесёт своим родителям и другим взрослым Ваш с ней разговор. Может сказать, что Вы говорили с ней грубо, оскорбляли её, угрожали ей. И будет большой скандал. Как Вы будете доказывать, что это неправда? Лично моё мнение, с чужими детьми да и с их родителями тоже на такие темы лучше не общаться, так как часто виноватой стороной такая инициатива воспринимается негативно (ребёнок продолжает делать своё дело, а родитель встает на его защиту). Пусть этим занимается вожатый. Именно он обязан следить за благополучием детей и урегулировать возникающие конфликты. Если обращение к вожатому не принесёт результата, тогда обращайтесь к директору лагеря. С вожатым можно поговорить устно, попросить его АККУРАТНО урегулировать конфликт. К директору лагеря можно обратиться уже письменно, тогда он будет вынужден принять меры. Всё-таки, многие люди у нас по-прежнему рассуждают так: без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек. Об устном обращении можно сказать, что человек или не обращался, или можно переиначить обращение на свой лад. С письменным обращением такой номер не пройдет: там и дата, и подпись, и все обстоятельства дела.

  • Антон (платная консультация)  :

    Мой сын был на спортивных сборах. Ему 6 лет. Жили по 3-е в номере. Соседи его оказались чуть старше, причём уже знакомы друг с другом. Вначале произвели впечатление адекватных ребят. А потом… Вначале с I-phon-a моего ребенка «вдруг» позвонил один из этих «соседей». Ошибся. Так и выяснилось, что они отобрали телефон, играя в него все свободное время, не давая хозяину даже позвонить домой. Приехали мы в родительский день, т/ф забрали, тем более сын сам попросил так сделать. Попутно выяснилось, что у него отобрали и спрятали плавки, но нам отдали. С тренером поговорили, договорились, что будем связь через него держать. Уехали. И вот, забирая ребенка через неделю, выяснилось — его били, в том числе ногами и по животу, не пускали в туалет, так что он описался, всячески издевались. Плавки вообще пропали. Я бы вытряс все ..-мо из ублюдков, так они съехали буквально за час до нас. Как добиться справедливости, наказать обидчиков не переходя в область действия УК?

    • Елена Лосткова  :

      Здравствуйте, Антон. Очень сочувствую Вам и Вашему сыну. Такие истории всегда вызывают у меня, да и у всех нормальных людей, море возмущения и негодования. Честно говоря, самым надежным вариантом мне кажется обращение в полицию (написать на обидчиков заявление). Просто все другие учреждения (школа, организатор спортивных сборов и т. д.) могут отнестись к проблеме формально, ведь воспитание детей – это второстепенная для них функция. В школе главная функция – обучение; у организатора спортивных сборов – спорт. Для них такие ситуации – это лишняя забота и лишняя работа. У полиции же главная функция – следить за соблюдением законов. Это как раз Ваш случай, ведь права Вашего ребенка были нарушены: его били, издевались над ним, отобрали у него вещи. Хорошо бы еще зафиксировать в травмпункте телесные повреждения (синяки, ссадины и т. д.), если они есть. Если Вы напишете заявление в полицию, с обидчиками будет разбираться комиссия по делам несовершеннолетних. Она и самих хулиганов тряхнёт, и их родителей, которые плохо справляются с воспитанием отпрысков. Это будет неприятно и тем, и другим. Только будьте аккуратны: комиссия и к Вашей семье будет присматриваться. Так что постарайтесь произвести впечатление, что Ваша семья является благополучной: взрослые работают, дети учатся, никто в семье алкоголем и наркотиками не злоупотребляет, к воспитанию детей взрослые подходят ответственно, все обязанности по воспитанию выполняют. С обидчиками и их родителями напрямую контачить не советую, а то может так получиться, что из числа пострадавших Вы можете перейти в разряд правонарушителей. Вашему сыну будет еще больнее осознавать, что его обидчики не только не понесли заслуженное наказание, но еще и папу обидели. Хорошо было бы, чтоб с Вашим сыном поработал психолог. И Вы сами поговорите с ребенком по душам: искренне расскажите ему о том, что Вы чувствуете, как Вы возмущены действиями хулиганов, готовы их разорвать на клочки за то, что они обидели сына. Договоритесь с ним о том, что если у сына возникнут какие-то проблемы (любого характера) или его опять кто-нибудь обидит, чтобы мальчик обязательно обращался за помощью к Вам. Что Вы всегда его защитите, и всегда будете на его стороне, что бы ни случилось. Вашему сыну сейчас очень нужны Ваши поддержка и участие, ведь он пережил моральную травму. И еще. Во время разговора постарайтесь донести до сына, что ОН САМ НИ В ЧЕМ НЕ ВИНОВАТ, по отношению к нему поступили подло, несправедливо и незаконно. Во всём виноваты хулиганы. А то есть у детей такая черта – винить себя в чужих грехах, считать себя виноватыми в том, в чём на самом деле они не виноваты (например, дети нередко винят себя в разводе родителей). В общем, отбросьте пока эмоции, всё взвесьте и примите решение, которое кажется Вам правильным в данной ситуации. Удачи Вам!

  • Софья  :

    у моего сына проблемы в детском саду. Раньше его часто обижал мальчик, теперь он иногда не может сдержаться и агрессивно реагирует на других детей, когда те случайно его задевают или его постройки из конструктора. Балуется на музыке, ритмике и двигательной деятельности. Говорит, что ему там скучно. Преподаватели поменялись в этом году, не могут с ним справиться.
    На индивидуальных занятиях педагоги только хвалят его и полностью довольны его поведением, развитием, логикой. Раньше были проблемы на занятии в группе, теперь воспитатели с ним могут сладить.
    Постоянно ходим к психоневрологам, психиатрам и т.д. Назначают медикометозное лечение, но становиться еще хуже.
    Мальчик 6 лет, подготовительная группа.

  • Наташа  :

    Спасибо. Статья очень помогла.

  • Марина  :

    Здравствуйте!подскажите что делать пожалуйста,мой сын пошел в 1й класс.в школе на перемене дети играют в салки и один мальчик,он является внуком влиятельного человека,постоянно во время игры бьет моего сына по лицу.я разговаривала с мамой она сказала поговорит.все равно ничего не изменилось.сказала папе на что он ответил что они пацаны пусть дерутся.

    • Елена Лосткова  :

      Здравствуйте, Марина. Всё, что знала, постаралась описать в данной статье. Если описанные в ней способы решения проблемы Вам не подходят, то даже и не знаю, что еще можно Вам предложить. Обычно этих способов достаточно, чтобы решить проблему. Удачи Вам!

  • Людмила  :

    День добрый! Мой сын пошел в 1 класс. Как и в любом коллективе, у нас в классе есть задира. Все началось, как я поняла, с того, что мой ребенок не восхитился его «суперкрутой» игрушкой, в отличае от остальных детей, по причине того, что она у него есть. И понеслась. Помимо всего прочего, мы попали в коллектив очень рослых детей (как на подбор) и оказались низковаты. Так же, у него очень звонкий громкий голос, как у сеня в детстве (исправить это, я , естесственно не могу). Так вот, задира настроил еще 2-х мальчиков против моего ребенка и теперь они не дают ему прозода. В раздевалке (пока никто не видит) его дразнят, всячески обзывают, штаны пытаются стянуть, и тд.. он физически слабее их и меньше. Иногда он выдерживает издевки, как бы, «обрубая» их словами, но бывают моменты, когда может заплакать. Что делать — ума не приложу

    • Админ  :

      Здравствуйте, Людмила. Если Вам не подходят способы решения проблемы, предложенные в данной статье, можно получить консультацию здесь: http://onamila.ru/konsultatsii.html.

  • марина  :

    Здравствуйте. Подскажите как поступить? Мой ребёнок 11 лет лежит в больнице, там еще лежат мальчишки 15-16 лет, сегодня осыпали гео постель и его самого сахаром, а так же снимали на видео и фотографировпли и выкладывали в интернет. пошел скащал медсестре, но она не пришла в палату. что нам делать? спасибо

  • Саша  :

    Добрый день.Моего сына избил одноклассник,мой сын лежит в больнице тупая травма живота и ушиб стенки живота.У этого мальчика нету травм потому что мой сын не успел давать сдачу.Как мне грамотно выступит за сына, сегодня зайду к директору.

  • гуля  :

    Когда меня в школе травили, а это было в 70-х годах прошлого века 😉 я маме жаловалась, а она мне сказала, что у нее и без меня проблемы, так что со своими будь добра как-нибудь сама справляйся, а еще раз пожалуешься получишь еще и от меня. Так что я стала терпеть, и никому не говорить. А сейчас еще и некому сказать, потому что мамочка умерла, а друзей как не было так и нет 🙂

  • андрей  :

    ребенка нужно спросить что случилось